Энциклопедия Животноводства

— Человечность определяется не по тому, как мы обращаемся с другими людьми. Человечность определяется по тому, как мы обращаемся с животными.
— Человек — царь природы. — Жаль, что звери об этом не знают — они неграмотные.
НАВИГАЦИЯ: Главная Малоизвестные заразные болезн НЕОРИККЕТСИОЗНЫЙ АБОРТ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА ABORTUS NEORICKETTSIOSUS BOVUM
НЕОРИККЕТСИОЗНЫЙ АБОРТ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА ABORTUS NEORICKETTSIOSUS BOVUM

НЕОРИККЕТСИОЗНЫЙ АБОРТ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА ABORTUS NEORICKETTSIOSUS BOVUM

(Энзоотический аборт коров, эпизоотический аборт коров, инфекционный аборт крупного рогатого скота, вирусный аборт коров)

 

Неориккетсиозный аборт крупного рогатого скота - инфекционная болезнь, чаще протекающая хронически и вызываемая не-ориккетсией, относящейся к группе орнитоза-лимфогранулемы- трахомы (ОЛТ), характеризуется поражением околоплодных оболочек, в результате чего наступают аборты, преждевременное рождение мертвых или нежизнеспособных телят.

 

География болезни. Болезнь впервые описана Траумом и Хартом (Tpaum, Hart, 1923). В дальнейшем Ховарт и др. (Howart et al., 1956) в США, Шооп и Кау-кер (Schoop, Kauker, 1956) в ФРГ наблюдали аналогичное заболевание и серологически подтвердили, что причиной абортов коров являлся возбудитель, относящийся к группе ОЛТ. Такие же данные получены и другими учеными.

Неориккетсий из абортированного плода или крови больных животных впервые выделили Жиру (Giroud, 1957) во Франции, Сторц и сотр. (Storz et al.. 1960) в Калифорнии, Сурдан и сотр. (Surdan et al., 1964) в Румынии, Огнянов  (1965) в Болгарии. На основании серологических исследований И. И. Терских и И. А, Курбанов (1967) высказали предположение о наличии неориккетсиозного, аборта крупного рогатого скота в СССР.

 

Возбудитель - Neorickettsia abortus bovis. Относится к группе-орнитоза-лимфогранулемы-трахомы и имеет типичные признаки представителей этой группы. Его можно выделить из плаценты и отделяемого матки абортировавших коров, из паренхиматозных органов абортированных плодов, семени инфицированных быков (Семерджиев и сотр., 1966).

Возбудитель активно размножается в желточном мешке 6-7-дневных куриных эмбрионов.

 

При заражении куриных эмбрионов на хориоаллантоисную мембрану последние погибают на 8-10-е сутки. У погибших отмечают отек и потемнение мембраны вследствие фиброзной пролиферации клеток. Инокуляция в аллантоисную полость не вызывает гибели куриных эмбрионов, происходит лишь накопление возбудителя (Storz, McKercher, 1962).

 

В препаратах (при микроскопическом исследовании) из желточного мешка погибших куриных эмбрионов, окрашенных по Маккиавелло, видны характерные для группы ОЛТ элементарные тельца, окрашенные в красный цвет. Для выделения агента необходимо проведение нескольких слепых пассажей.

 

При интраназальной инсталляции материала молодым белым мышам (7-8 г) обычно через неделю развивается пневмония, и животные погибают. При интрацеребральном заражении заболевание наступает только в случаях высокой концентрации возбудителя в исследуемом материале. При интраперитонеальном введении агента даже в высоких концентрациях мыши не погибают.

 

При подкожном или интраперитонеальном заражении морских свинок суспензией из патологического материала повышение температуры до 40,5° отмечается через 7-8 дней. При вскрытии обнаруживают некрозы в печени и кровоизлияния в миокарде и корковом слое почек, воспалительные изменения в легких, а также скопление серозного и фибринозного экссудата в брюшной полости. При исследовании экссудата и фибринозных спаек под микроскопом после окраски можно обнаружить значительное количество элементарных телец возбудителя. Через 30 дней у морских свинок можно выявить комплементсвязывающие антитела.

 

Возбудитель размножается в первичной культуре клеток почек телят и стабильных клеточных линиях Hep, HeLa и ряде других. Цитопатогенное действие неориккетсий обычно проявляется через 5-6 и более пассажей, на 2-3-й день после заражения и характеризуется специфическим пикнозом и округлением клеток. Для успешного культивирования возбудителя в культурах клеток необходимо, чтобы в исходном материале он присутствовал в значительных концентрациях.

По тинкториальным свойствам, антигенным взаимоотношениям, морфологии и чувствительности к антибиотикам возбудитель наиболее близок к возбудителю неориккетсиозного (вирусного) аборта овец.

 

Эпизоотология болезни. Основным источником инфекции являются зараженные животные. Во время аборта или отела возбудитель в значительном количестве рассеивается во внешнюю среду.

По данным Сурдана и сотр. (1964), агент может выделяться с молоком, мочой и другими экскретами. Известное значение придается и трансмиссивной передаче инфекции (Fiocre, 1959). Выделение возбудителя из семени племенных быков в Болгарии и Румынии указывает на возможность инфицирования коров при половом акте или искусственном осеменении.

 

Экспериментальными исследованиями установлено, что беременные животные инфицируются при внутривенном, внутримышечном и аэрогенном способах заражения.

Введение агента в брюшную полость вызывает повышение температуры тела, а у некоторых животных аборт через 1-4 месяца после заражения.

При алиментарном и контактном способах заражения вызвать заболевание не удалось.

 

Возбудитель выделяется от инфицированных животных и может быть реизолирован после внутривенного введения через 3-4 суток из плаценты, отделяемого матки и различных органов плода (легкие, печень, мозг, селезенка).

В плоде обнаруживают макроскопические и гистологические изменения, характерные для орнитозного типа инфекции (Семерджиев, 1969).

 

При серологическом обследовании (РСК) 35 хозяйств Болгарии, в которых были констатированы аборты и отмечался высокий процент бесплодия у коров, в 13,5% случаев установлены антитела к неориккетсиозному антигену (Огнянов и др., 1966). В отдельных стадах положительные реакции установлены у 50% исследованных животных. По мнению авторов, высокий процент положительно реагирующих животных и выделение неориккетсий в хозяйствах свидетельствует о значительном распространении этой инфекции в стране. По сообщению Surdan и сотр. (1964), при серологическом исследовании животных трех хозяйств, неблагополучных по заболеванию, в которых 121 животное абортировало или были патологические изменения у новорожденных телят, положительные результаты в РСК были установлены в 90% случаев и титр их колебался от 1 : 20 до 1 : 160.

 

Отмечено, что в зараженных стадах довольно высок процент преждевременных отелов или рождений слабых телят с различными патологическими изменениями. Наиболее часто встречаются пнев-моэнтериты, возникающие между 15-м и 40-м днем после отела.

 

Наблюдается известная корреляция между наличием антител и клиническими проявлениями у животных (аборт, бесплодие). Если в хозяйствах антитела обнаруживаются у 30% животных, возможны возникновение абортов и патологические изменения у телят, так как еще остается значительное количество восприимчивых животных. Если антитела обнаружены более чем у 50% животных, в хозяйстве обычно наблюдаются единичные аборты и осложнения у новорожденных телят. Установлено, что после аборта животные становятся иммунными к реинфекции и, если не было органических изменений в половых органах (хронический эндометрит, воспаление яичников), способны воспроизводить полноценное потомство.

 

Заболевание носит стационарный характер, так как значительная часть телят, полученных от зараженных животных, продолжительное время (до половой зрелости) остается носителями возбудителя в инаппарантной форме.

Несмотря на стационарный характер инфекции, наибольшее число больных животных регистрируют зимой и весной, так как в это время изменяется физиологическое состояние организма животных (предродовой и послеродовой периоды).

 

Патогенез. У зараженных взрослых животных инфекция протекает в латентной форме. В период беременности возбудитель локализуется и размножается в плацентарной ткани и вызывает образование некрозов, затем он размножается в паренхиматозных органах плода, вызывает отек подкожной соединительной ткани и, в результате токсического действия, может вызвать его гибель. Развитие воспалительных изменений в матке, связанных с действием неориккетсий, или гибель плода приводят к аборту. Если телята рождаются живыми, некоторые из них заражаются во время родов или через инфицированное молозиво. Возбудитель, проникший в кровь, попадает в различные органы, где может вызвать патологические изменения (пневмонии, энтериты) или не обусловливает никаких патологических процессов (латентная инфекция).

 

Симптоматика. При экспериментальном заражении коровы абортируют через 36-80 дней, а в ранний период беременности даже через 126 дней после инокуляции возбудителя. Аборты обычно наблюдаются между 4-м и 9-м месяцем беременности, но могут возникать и в более ранний период.

 

Каких-либо клинических признаков болезни перед абортом, как правило, не отмечается, хотя у отдельных животных может быть повышение температуры тела (40,5°). Иногда отмечают прогрессивное истощение животных.

По данным Шоопа и Каукера (1956), описавшим неориккетсиоз-ный аборт, животные болели в течение шести месяцев и основной симптом характеризовался снижением молочной продуктивности.

 

У значительной части абортировавших животных отделение последа задерживается, развиваются метриты, вагиниты и затрудняется покрытие. Неориккетсиозная инфекция может протекать совместно с бактериальными или паразитарными болезнями (саль-монеллез, бруцеллез, вибриоз, стрептококкоз, трихомоноз и др.). В этих случаях возможны явления общей септицемии и гибель взрослых ослабленных животных.

 

Патологоанатомические изменения. Наиболее детально описаны Кеннеди и сотр. (Kennedy et al., 1960). При исследовании плода, абортированного в последние месяцы беременности, отмечается бледность слизистых оболочек, отечность кожи и подкожной клетчатки, особенно в области головы (на разрезе тканевый инфильтрат окрашен в соломенно-желтый цвет).

 

На коже отчетливо видны кровоизлияния, особенно на непиг-ментированных участках. В тяжелых случаях кровоизлияния наблюдаются и в подслизистой оболочке вентральной поверхности языка. Петехии отмечаются на конъюнктиве, трахее, пищеводе, глотке, краниальных лимфатических узлах и на перикарде.

 

Лимфатические узлы плода, как правило, увеличены. В плевральной и брюшной полостях экссудат желтоватого цвета, иногда с примесью крови. Наиболее характерные изменения находят в печени. Она увеличена, дряблая на ощупь, от светло-желтого до темно-желтого цвета. Эти изменения используют в качестве диагностического показателя, так как они характерны только для неорик-кетсиозных поражений. Специфичны также очаги воспаления размером 5-10 мм в миокарде и в корковом слое почек.

 

Гистологические изменения. При гистологическом исследовании органов в них находят изменения трех видов: очаги некроза, первичные острые воспалительные очаги и хроническую фокусную ретикулярную клеточную гиперплазию с эпителиоидными изменениями.

 

Наиболее часто поражения обнаружены в портальной зоне печени. Изменения там варьируют от небольших очагов воспаления со слабой инфильтрациеи нейтрофилами и макрофагами до пролиферации обширной зоны эпителиоидными клетками - макрофагами и инфильтрацией лимфоцитами и нейтрофилами. В сильно пораженной печени возможно определение острого некроза долей печени с гиалиново-протеиновым тромбозом в соседних и центральной венах.

В селезенке наблюдается хроническая ретикулоэндотелиальная гиперплазия или острый некротический спленит с малыми очагами эозинофильного некроза или некроза с ретикулярными элементами. Подобные изменения находят и в лимфатических узлах.

 

Характерны изменения в мозговой ткани. Очаги воспаления в оболочках и паренхиме мозга, как правило, имеют разлитой характер. Очаговые гранулематозные изменения отмечаются в корковом слое почек, тестикулах и в костном мозге.

 

Диагноз. Для диагностики в основном используют лабораторные методы. В качестве экспресс-метода проводят микроскопическое исследование мазков-отпечатков плаценты и отделяемого матки, а также перитонеальной, плевральной и перикардиальной жидкости плода. Возбудитель может быть выделен из материалов, взятых не позже чем через 24 часа после аборта. Для выделения возбудителя часто используют легкие, печень и селезенку плода. Из этих органов готовят 10%-ную суспензию и после обработки антибиотиками (пенициллин - 100-500 ЕД мл) вводят в желточный мешок 6-7-дневных куриных эмбрионов или интраназально белым мышам.

 

После гибели куриных эмбрионов (через 5-10 дней) и белых мышей (5-7 дней) делают мазки-отпечатки из желточных мешков или легких, селезенки и печени мышей. Препараты, окрашенные по Маккиавелло, исследуют в иммерсионной системе микроскопа. Если в препаратах есть элементарные тельца, окрашенные в красный цвет, материалы используют для заражения клеточных культур и дальнейшего пассирования на белых мышах, куриных эмбрионах, морских свинках и т. д. При подкожном заражении беременных морских свинок возникают аборты через 10-20 дней после введения материала. Элементарные тельца у них обнаруживают в перитонеальном экссудате и в плаценте.

 

Серологический Диагноз ставят в РСК, для чего используют группоспецифический антиген. Титр антител у абортирующих коров обычно невысокий (1 : 8-1 : 64), и они сохраняются 1-2 года. Серологическая диагностика позволяет определить масштабы инфекции в зараженном стаде. Для постановки диагноза с успехом используют реакцию микроагглютинации по Жиру. Диагностическое значение имеют и другие реакции (непрямая РСК, реакция задержки гемагглютинации, реакция нейтрализации). Наиболее достоверные результаты дает комплекс используемых реакций.

 

Дифференциальный диагноз. При дифференциальном диагнозе следует иметь в виду клинически сходные с неорик-кетсиозным абортом болезни крупного рогатого скота: бруцеллез, вибриоз, трихомоноз, сальмонеллез и листериоз. Результаты пато-логоанатомического исследования, бактериологического или пара-зитологического анализов и серологической диагностики дают возможность четко дифференцировать эти болезни.

Иногда возможна ассоциация неориккетсиозного и бактериального агентов. В таких случаях неориккетсиозная инфекция может быть замаскирована и нужны более детальные исследования по определению патогенной значимости того или иного возбудителя.

 

Лечение. В инфицированном стаде рекомендуется последние 2-3 месяца стельности с профилактической целью вводить антибиотики тетрациклиновой группы в дозе 0,03-0,3 г на 1 кг веса животного в течение 3-20 дней. Антибиотики нужно растворять в дефибринированной крови, взятой от этого же животного. Сур-дан и сотр. (1964) рекомендуют вводить террамицин под кожу в дозе 0,3 г на 1 кг веса животного, предварительно растворив его в 100-200 мл крови.

При послеродовом эндометрите или вагините рекомендуется вводить тетрациклин в дозе 3-4 г через 1-2 дня. Препарат растворяют в 100-200 мл кипяченой воды и вводят несколько раз через 1-2 дня в полость матки.

 

Баргаи (Bargai, 1966) использует другую схему лечения. Он советует вводить корове ежедневно внутрь матки по 1 г тетрациклина до полного исчезновения истечений, после чего ее осеменяют. В течение двух последующих дней животному внутримышечно инъецируют по 2 г тетрациклина. Автор предлагает проводить профилактическую обработку животных тетрациклином на 4-7-м месяце стельности в течение трех дней (по 3 г внутримышечно).

 

ВыКов, в семени которых обнаружен возбудитель, обрабатывают в течение 3-4 дней в лечебной дозе. Через 5-6 дней введение теХрациклина повторяют в тех же дозах.

 

Профилактика и меры борьбы. Иммунопрофилактика неориккетсиозных абортов крупного рогатого скота не разработана. По мнению Семерджиева и Огнянова (1969), все вновь завезенные быки, коровы и телята должны быть карантинированы и серологически исследованы на наличие неориккетсий. Если будут выявлены положительно реагирующие животные, им вводят тетрациклин в течение 2-3 дней. В общее стадо пускают только тех животных, у которых возбудитель не обнаружен. Не допускают контакта крупного рогатого скота с овцами, козами и свиньями, среди которых наблюдались пневмонии и аборты, а также с птицей, у которой зарегистрирован орнитоз.

 

Плаценты и плоды от абортировавших животных уничтожают, а в помещениях проводят трехкратную дезинфекцию 2%-ным раствором едкой щелочи.

Абортировавших животных изолируют в отдельные помещения сроком на 30 дней и в течение этого периода лечат, после чего решают вопрос об их дальнейшем использовании.

 

Указатель литературы

Курбанов И. А., Терских И. И. Об этиологии аборта коров. - В кн.: Актуальные вопросы ветеринарной вирусологии. Материалы III Всесоюзной ветеринарной вирусологической конференции. 23-25 января 1968. Ч. 2. М., 1967 (вып. дат. 1968), с. 206.

Руководство по лабораторной диагностике вирусных и риккетсиозных болезней. Под ред. П. Ф. Здродовского и М. И. Соколова, М., Медицина , 1965.

Руководство по ветеринарной вирусологии. Под ред. В. Н. Сюрина. М., 1966.

Эндрюс К. Естественная история вирусов. Пер. с англ. под ред. Г. М. Раз-вязкиной. М., Мир , 1969.

The isolation of a viral agent from epizootic bovine abortion. - By J. S t о r z, D. G. M с К e г с h e r, J. A. Howarth, О. C. S t r a u b, J. Amer. Vet. Med. Assoc. 1960, № 9, p. 137.

Семерджиев Б., Огнянов Д. Неорикетсиози по домашните животнй. Болгария, Земиздат, 1969.




 

Добавить комментарий