Энциклопедия Животноводства

— Человечность определяется не по тому, как мы обращаемся с другими людьми. Человечность определяется по тому, как мы обращаемся с животными.
— Человек — царь природы. — Жаль, что звери об этом не знают — они неграмотные.
Фармакология

Фармакология - наука о действии и применении лекарственных средств

Фармакология (фармакон - лекарство, логос - учение) - наука о действии и применении лекарственных средств. В задачу фармакологии входит изыскание средств, изучение взаимодействия лекарственных, веществ в организме в норме и при патологии и разработка показаний для их лечебного и профилактического применения. Фармакология состоит из трех разделов:

  1. общей рецептуры,
  2. общей и
  3. частной фармакологии.

Общая рецептура рассматривает основные правила выписывания рецептов, лекарственные формы и способы их приготовления. Общая фармакология изучает закономерности взаимодействия лекарственных веществ и организма. Частная фармакология рассматривает реакции организма на воздействие лекарственных средств и их применение с лечебной и профилактической целями.
Для лечения и предупреждения заболеваний используют различные факторы химического, биологического, физического, а в медицине и психического порядка. Все то, что способно предупредить и устранить (уменьшить болевые ощущения или нарушения в организме) болезнь, называют лечебными средствами, а применяемые для целей терапии и профилактики химические вещества называют лекарственными средствами (лекарствами). Синтетические лекарственные средства, которые получены в результате сложной обработки, очистки и которым присвоено определенное название, именуются лекарственными препаратами.


Основные источники получения лекарственных средств:

1) минеральные вещества. В настоящее время многие минеральные вещества (железо, йод, медь, марганец, цинк, кобальт и др.) используются в качестве лекарственных препаратов в чистом виде или чаще в форме окисных соединений и солей;

2) синтетические соединения, получаемые из нефти, газа и других веществ. Синтетическим путем получают большинство химических лекарственных препаратов, в том числе витамины, гормоны, ферменты, антибиотики, сульфаниламиды, антимикробные средства и многие др.;

3) вещества животного происхождения. С давних времен для лечения многих заболеваний использовали различные органы животных. Экстракты органов, лизаты, гормоны, ферменты, тканевые препараты редко, но также используют в лечебной практике;

4) растительные лекарственные средства. В настоящее время их широко используют для получения лекарств, применяемых в медицине и ветеринарии.

Из лекарственных растений и их частей готовят отвары, настои, сборы, настойки, а также получают и применяют действующие вещества в чистом виде. В чистом виде получают:

а) алкалоиды - азотсодержащие вещества, образуемые в растениях (атропин, стрихнин, кофеин, ареколин и др.);

б) гликозиды - эфироподобные соединения сахара с органическими соединениями растительного происхождения. Наибольшее лечебное значение имеют сердечные гликозиды;

в) дубильные вещества - безазотистые вещества, обладающие вяжущим действием;

г) эфирные масла - летучие вещества растительного происхождения. Это терпены, камфора и др.;

д) смолы, жирные масла, антибиотики и другие средства, используемые в лечебной практике.


Сырьевые запасы Советского Союза вполне удовлетворяют спрос и потребности нашей промышленности в получении разнообразных лекарственных средств. Задача состоит в том, чтобы изучать эти запасы и получать новые, более эффективные и менее токсичные лекарственные препараты.


Фармакология - сложная научная дисциплина.

Главными составными частями ее являются:

фармакодинамика - рассматривает сущность действия вещества на организм, как и почему вещества вызывают физиологические, биохимические и химические изменения в организме; фармакотерапия - изучает применение лекарственных средств для лечения и профилактики заболеваний;

рецептура - наука о выписывании рецептов и отпуске лекарственных средств; технология лекарственных форм - знакомит учащихся с приготовлением лекарственных форм, наиболее удобных для применения.


Фармакология всегда содержит элементы токсикологии (токсикон - яд, логос - учение). Токсикология - наука о ядах, их свойствах, действии, применении и лечении отравлений; в настоящее время выделена в самостоятельную дисциплину (курс). В фармакологии вопросы токсикологии будут рассматриваться с точки зрения возможного отравления лекарственными веществами и лечения при этом.


С учетом степени ядовитости все лекарственные вещества делятся на ядовитые (Venena, список А), сильнодействующие (Heroica, список Б) и все другие средства, в том числе индифферентные средства. Основные правила хранения препаратов группы А изложены в общей рецептуре. К списку А отнесены ядовитые лекарственные средства, хранить и применять которые следует с особой осторожностью. В список Б включены сильнодействующие препараты, назначение которых производится с предосторожностью в связи с возможными осложнениями при их применении без ветеринарного контроля.


Велика роль фармакологии в лечении и предупреждении заболеваний. В процессе изучения фармакологии мы постоянно сталкиваемся и исходим из многих теоретических дисциплин (биохимии, химии, ботаники, физиологии, патофизиологии), знания по которым учащиеся получают на первых курсах обучения. Эти дисциплины помогают всесторонне познать лекарственные средства. Фармакология непосредственно связана с клиническими дисциплинами, так как она изучает лекарства, применяемые для лечения и профилактики внутренних незаразных, инфекционных, паразитарных, акушерских, хирургических болезней. Фармакология занимает промежуточное положение между теоретическими и клиническими дисциплинами, через нее идет как бы обмен, передача теоретических знаний в область практики - терапии (лечения).


С учетом действия веществ и патологического процесса (болезни) ветеринарный работник подбирает для лечения наиболее эффективные средства, тем уменьшает (или прекращает) смертность животных и повышает их продуктивность. При помощи лекарственных средств мы стараемся нормализовать организм, привести к слаженности процессы возбуждения и торможения, повысить жизненные функции организма и его сопротивляемость к внешним раздражителям - в этом большое общебиологическое значение фармакологии.


На крупных животноводческих комплексах большое значение придается системе мероприятий, предупреждающих возникновение и распространение болезней. В системе профилактических мер существенная роль принадлежит фармакологии, так как изыскание и своевременное применение дезинфицирующих, инсектицидных, противопаразитарных и дератизационных средств помогут быстрее ликвидировать очаг болезни.


Все разделы и главы учебника по фармакологии с рецептурой содержат тот максимум информации по фармакологии, который необходимо знать практическому ветеринарному специалисту средней квалификации. Эти знания необходимы для того, чтобы правильно и успешно проводить лечебно-профилактические мероприятия при разных болезнях животных и чтобы быстро решить задачу создания изобилия продуктов питания и сырья для легкой промышленности.


Для лучшего запоминания большого числа лекарственных средств препараты сгруппированы в главы, а в пределах последних - в группы с учетом их наиболее главного действия, применения и влияния на функциональные системы организма. Так как в каждую группу входит большое количество лекарственных веществ, изучение фактического материала по частной фармакологии целесообразно проводить по следующей схеме:


1) общая характеристика. Понятие о группе, классификация средств, наиболее главное действие и применение веществ. Возможные нежелательные явления и меры первой помощи при этом;
2) фармакология веществ группы. Название вещества русское и латинское, свойства, действие и особенности действия, фармакодинамика вещества;
3) показания и противопоказания к применению средств. Более рациональные пути введения, дозы и формы применения лекарственных веществ.


Прочное изучение фармакологии возможно при условии обязательного использования разных форм и методов освоения предмета:

  • теоретического обучения;
  • лабораторно-практических занятий, закрепляющих теоретическое познание; систематической самостоятельной работы над учебником и учебным пособием;
  • учебной и производственной практики в хозяйствах. 




 

Добавить комментарий